|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фото и текст: Оксана Шуптар Прогуливаясь по узким улочкам итальянских городов, вместе с влажным воздухом словно вдыхаешь жизнерадостную и пьянящую атмосферу эпохи Возрождения. Во Флоренции бродишь по площади Синьории и будто видишь Данте, спешащего к своей любимой Беатриче в поисках вдохновенья. Бродя по Милану, останавливаешься перед древними дворцами и соборами, а уже через несколько минут словно собственными глазами наблюдаешь за созданием «Тайной вечери» да Винчи… В Падуе с удивлением и восторгом осознаешь, что по этим самым улочкам и переулкам прогуливались когда-то великие ученые Коперник и Галилей. А в Венеции, удобно устроившись в гондоле, наслаждаешься звучащей из уст гондольера баркаролой и проплывающими мимо достопримечательностями, хранящими на себе отпечаток изысканной древности…
Каждый город Италии поражает своей естественной красотой, загадочностью и неповторимостью. Искусством и красотой здесь наполнены не только церкви и дворцы, оно органично вплетается в фасады и интерьеры домов, находит себе место на городских площадях и перекрестках улиц, ощущается в плавных изгибах статуй и фонтанов, прячется в пушистых кронах ив и акаций. Для того, чтобы приобщиться к Великому искусству и наслаждаться им, совсем необязательно проводить всё время в галереях и музеях, достаточно совершить прогулку по одному из городов, где каждый памятник, каждая площадь, каждое здание – это уже искусство, причем искусство Вечное. «Цветущая» под небом Тосканы (Флоренция) Столица итальянского региона Тоскана, потрясающей красоты город в самом сердце Европы, а также один из крупнейших культурных центров мира – всё это и есть Флоренция, цветущая и прекрасная. Этот итальянский город по праву считается родиной искусства Возрождения, его отправной точкой, неким истоком прекрасного, ведь именно здесь в XIV веке было положено начало развитию ренессансной живописи, скульптуры и архитектуры, а также формированию современного итальянского языка. Во Флоренции жили и творили ярчайшие таланты эпохи – Микеланджело и Данте, да Винчи и Петрарка, Донателло и Боккаччо. Её улицы, площади, музеи и дворцы украшают ныне творения Джотто и Брунеллески, а всемирно известные галереи Уффици и Питти гордятся собраниями лучших полотен итальянских живописцев. Одним словом, «цветущий» город на реке Арно – прекрасное место для тех, кто стремиться к встрече с Вечным и Прекрасным. «Путешествие в Вечность» лучше всего начать с посещения кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре – главной архитектурной достопримечательности города. Построенный в XIV веке собор с его символическим красным куполом и облицованными бело-зеленым мрамором стенами является третьим по величине в мире и способен вместить в себя более 30 000 человек. Над его строительством работали такие великие мастера как Брунеллески и Джотто ди Бондоне. К слову, в честь последнего была названа украшенная барельефами колокольня, которая, помимо всего прочего, идеально подходит для осмотра впечатляющей городской панорамы. После осмотра собора просто необходимо прогуляться по площади Синьории, ставшей молчаливой свидетельницей всех важных исторических событий во Флоренции, а затем посетить знаменитую Санта-Кроче. Данная базилика - уникальный памятник архитектуры Ренессанса, известный фресками Джотто и расположенными в ней усыпальницами выдающихся людей Италии. К слову, неподалеку от базилики находится памятник одному из них - Данте Алигьери – создателю литературного итальянского языка и автору «Божественной комедии». Наряду с Петраркой и Боккаччо, он является одной из ярчайших личностей литературного Возрождения. Подумать только, когда-то эти и многие другие гениальные флорентийцы точно так же, как и ты, задумчиво глядели в голубое небо Тосканы и думали о жизни, Боге, искусстве… Поверив в силы человека, красоту его тела и мощь разума, эти люди смогли создать те шедевры, на которые мы взираем с благоговением и восторгом. Таковы, к примеру, «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и «Благовещение» Леонардо да Винчи – ценные экспонаты всемирно известной художественной галереи Уффици, которой так гордятся жители Флоренции и так интересуются её гости. Любознательные туристы также проявляют интерес к дворцу Питти с его семью коллекциями произведений искусства, а женщины особенно любят бродить по старинному мосту Понто Веккьо, ведь наряду с древней архитектурой здесь можно насладиться вполне современными шедеврами ювелирного искусства. А ведь кроме всего прочего здесь есть еще и достойные посещения церкви Санта-Мария Новелле и Оньисанти, дворцы Баржелло и Медичи-Рикарди и многое многое другое. Недаром Флоренцию часто называют «музеем под открытым небом», ведь здесь практически каждое здание - ценный исторический экспонат. Так, проведя в этом городе недельку-другую, можно стать настоящим знатоком истории и ценителем искусства…или просто влюбиться в этот "цветок Тосканы" раз и навсегда! Плывущая по волнам истории (Венеция) Венецию часто называют самым романтичным и прекрасным местом на земле. Это также один из самых посещаемых туристами городов Италии, который по праву гордится богатой историей, оригинальной архитектурой, обилием культурных памятников эпохи Возрождения, а также поистине уникальной атмосферой феерического карнавала, ради которой сюда и стремятся путешественники со всех концов земли. Знакомство с Венецией лучше всего начать с осмотра главной его достопримечательности – площади Сан-Марко. Где как не здесь можно восхищаться гениальностью архитектурных и художественных памятников Ренессанса и буквально чувствовать дух истории? Наполеон сказал когда-то, что Сан-Марко - это «самая уютная гостиная Европы». С тех времен площадь почти не изменилась, разве что туристов, торговцев сувенирами и голубей стало значительно больше…Что же до впечатляющих размеров и обстановки, то они остались неизменны. У самой набережной высятся колонны, на вершинах которых располагаются статуи покровителя города св. Теодора и крылатого льва Св. Марка – своеобразные «венецианские ворота». Чуть поодаль располагается знаменитый Дворец Дожей XIV-XV веков, обязанный великолепием декора Тинторетто, Беллини, Тициану и другим титанам Ренессанса. В самом же центре «гостиной» находятся поражающий своей красотой кафедральный Собор Сан-Марко и колокольня Кампанила, с вершины которой открывается захватывающая панорама на все 118 островов венецианской лагуны… Одним словом, за последние века в Венеции мало что изменилось, здесь по-прежнему всё буквально дышит стариной. Даже каналы и словно сросшиеся с ними гондолы – «черные лебеди Венеции» - всё так же плавно рассекают бирюзово-зеленую гладь воды и проплывают под ажурными сводами моста «Риальто». А гондольеры в шляпах с красными лентами неторопливо везут своих пассажиров вдоль Канале-Гранде – главной «морской улицы» Венеции – и вполголоса распевают баркаролы. По обе стороны канала располагаются прекрасные дворцы венецианской знати (палаццо Пезаро, Редзонико, Ка’д’оро, Корнер и другие) – красочно декорированные особняки из белого мрамора XII-XVII веков, многие из которых ныне выполняют функции музеев. Кстати говоря, музеев и картинных галерей в Венеции довольно много. Особый интерес представляют Галерея академии художеств, в которой хранится самая большая коллекция работ венецианских живописцев XIV - XVIII веков, и музей Коррер, где можно узнать всё или почти всё о славном прошлом Венеции. Кроме того, здесь есть безумно очаровательные узкие улочки, по лабиринтам которых когда-то бродили Джорджоне и Веронезе…Сейчас же здесь толпами бродят туристы со всех концов земли. Восторженно озираясь по сторонам, они непрестанно щелкают затворами фотоаппаратов и скупают на ходу пёстрые карнавальные маски, узорчатое кружево и изящные стеклянные драгоценности с острова Мурано. Пытаясь найти подходящий кадр, эти люди стремятся запечатлеть на пленке окружающую красоту, романтику и древность. А может быть это всего лишь попытка возродить когда-нибудь в сердце и памяти то ощущение феерического праздника, которое дарует им всем красавица Венеция. Гармоничный в своих противоречиях (Милан) Жемчужина Северной Италии, индустриальный и финансовый центр, шумный мегаполис, известный большинству людей благодаря дизайнерским бутикам, оперному театру Ла-Скалла и футбольному клубу «Милан», является также одним из интереснейших городов мира в плане историческо-культурного наследия. Эпоха Возрождения оставила здесь едва уловимый, но в то же время весьма заметный след. В числе её памятников монументальный кафедральный собор Дуомо (XIV век), замок Сфорца, галереи ди Брера и Аброзиана, а также базилика Санта-Мария делле Грацие, своды которой украшают работы таких мастеров XIV века как Донато Браманте и Леонардо да Винчи. В период с XIII по XVI века Милан находился под властью правителей из родов Висконти и Сфорца, которые прославились своим аристократическим стремлением к возвышенному и прекрасному. Под их началом были созданы многие архитектурные и художественные шедевры той эпохи. Так, к примеру, в период правления Джана Галеаццо Висконти III было начато строительство кафедрального собора Дуомо, который ныне является архитектурной доминантой Милана. Поражающий своей монументальностью беломраморный Дуомо снаружи украшен сотней шпилей и более чем 3000 скульптур святых и диковинных чудищ. Внутренне убранство собора не менее прекрасно, но особенно интересна его крыша, с вершины которой весь город просматривается как на ладони. Еще одним напоминанием о миланских герцогах служит замок Сфорца, служивший резиденцией правителей из этого рода в XIV- XVI веках. В настоящее время в замке расположены несколько музеев, среди экспонатов которых особо выделяются последняя скульптура Микеланджело «Пьета Ронданини» и полотна Мантеньи. Одним из обязательных пунктов посещения в Милане является монастырь Санта-Мария делле Грацие – первый в своём роде итальянский монастырь, вошедший в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все без исключения путешественники стремятся сюда лишь с одной-единственной целью – взглянуть хотя бы одним глазком на «Тайную вечерю» - легендарную фреску гения всех времен и народов Леонардо да Винчи. После осмотра картины поклонники и ценители его творчества, как правило, отправляются на Виа Сан Витторе – в музей науки и техники, где представлены научные проекты великого живописца и изобретателя да Винчи. Если останется время, нужно отправиться также в пинакотеки ди Брера и Амброзиана – в тиши и прохладе галерейных залов можно насладиться ломбардийскими фресками и картинами Мантеньи и Рафаэля. А когда захочется отдохнуть от мировых шедевров и просто-напросто расслабиться, сходите на концерт оперной музыки в Ла-Скалла или пройдитесь по магазинам в Галерее Виктора Эммануила II. Впрочем, даже в этом случае вас будут окружать исторические монументы, только уже более поздних эпох. В этом городе соседствуют древность и современность, церкви и дизайнерские бутики, художественные музеи и спортивные стадионы, старинные дворцы и промышленные предприятия. Милан гармоничен в своих противоречиях и поистине уникален. Здесь есть нечто большее, чем банальное нагромождение архитектурных ансамблей и музеев. Этот северно-итальянский город обладает неким свойственным только ему шармом и очарованием, ощутить которое вы сможете лишь по приезде в Милан! Город святых и просветителей (Падуя) Падуя – красивейший город итальянского региона Венето - является также одним из центров развития образования и искусства Ренессанса, средоточием большого количества культурно-исторических памятников и родиной многих известных личностей былых времён. В отличие от своей соседки Венеции, прославившей Италию преимущественно архитектурными памятниками и шедеврами живописи, Падуя стала известна миру скорее как образовательный и научный центр эпохи Возрождения. Конечно же, и здесь есть старинные дворцы, соборы и церкви, украшенные полотнами и скульптурами титанов Ренессанса. Таков, к примеру, собор Сан-Антонио, построенный в XIV веке на месте погребения святого покровителя детей и немощных Антонио Падуанского. Фасад семикупольного собора украшают фрески Мантеньи, а внутреннее убранство включает в себя алтарь работы знаменитого скульптора Донателло. Примерами также могут служить капелла дельи Скровеньи, чьи своды некогда были расписаны реформатором итальянской живописи Джотто ди Бондоне, и Палаццо делла Раджоне, обязанный изяществом интерьера художникам XV века Николо Миретто Стефано де Феррара. И всё же знаменитым и значимым Падую сделал ее университет, где питались корни философии Ренессанса, и его студенты, порвавшие с схоластической догматикой и заложившие основы гуманизма. Падуанский университет – один из старейших в Италии - был основан в 1222 году, его первыми лекторами стали Галилео Галилей и Данте Алигьери, а в число студентов вошли Н. Коперник, Пико делла Мирандола, Т. Тассо и многие другие. Впоследствии многие из выпускников университета стали блестящими учеными и философами эпохи, что сделало этот город своеобразной «кузницей талантов». Скульптуры многих из этих великих людей украшают ныне Прато делла Вале – центральную площадь города, являющуюся, кроме того, и самой большой в Европе. Падуя стала особым городом для многих людей, благодаря которым Возрождение стало реальностью. Для одних она стала родиной (художник Мантенья), для других – местом обучения и становления их личности (Н. Коперник и Т. Тассо), для третьих – временным пристанищем (долгое время здесь жил знаменитый скульптор Донателло), а для четвертых – последним приютом (поэт Петрарка провел в пригороде Падуе последние годы своей жизни). И все они так или иначе сыграли определенную роль в истории города, страны и даже мира. Они приоткрыли завесу над тайнами природы, воспели красоту и силу Человека, сделали его свободнее и счастливее, одним словом, они возродили не только искусство и науку, но и самого человека! Благодаря этим гениям эпохи сейчас мы имеем возможность наслаждаться этим цветущим краем с его доброжелательными людьми, чудесной природой и многочисленными достопримечательностями. Одним словом, благодаря мастерам Ренессанса Италия стала такой, какой она есть сейчас – древней, прекрасной и во всех смыслах живописной! |
|