|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
LATERNA MAGIKA: ВОЛШЕБНОЕ ИСКУССТВО В ТЕНИ
Многие люди из разных стран мира воспринимают Чехию не более как страну пива. И даже учитывая то, что пиво является важной частью чешской культуры, последняя включает в себя нечто большее, чем алкогольный напиток и культуру его изготовления и потребления. Художественные произведения Ярослава Гашека, Карла Чапека и других чешских мастеров слова по праву вошли в сокровищницу мирового искусства, впрочем как и волшебная музыка Листа, Дворжака и Сметаны. Однако никто и никогда толком ничего не слышал о чешском театре и кино. Тем не менее, Чехия обладает и тем, и другим. Причем, эти два вида искусства в Чехии слиты воедино, они плавно перетекают друг в друга и, наслаиваясь на музыку и танцы, образуют то, что известно здесь как " Laterna Magica" или Театр теней... " Laterna magica" – это, по сути дела, лишь название одного из нестандартных пражских театров, которое со временем стало обозначать и целое направление в современном искусстве. Своё первое представление труппа театра с волшебным названием (в переводе с латинского Laterna magika - "магический фонарь") дала на всемирной выставке Expo-58 в Брюсселе. После этого успешного выступления о " Laterna magika" заговорили по всему миру, театр стал популярен не только в Чехии, но и за ее пределами. Последовали бесконечные гастроли и премьеры, а затем в Праге, известной ныне как "город театра теней", появилось множество мелких театров, попытавшихся повторить славный подвиг "магического фонаря". Но несмотря на существование " Metro", " Wow", " Palace" и многих других театров теней, " Laterna magika" осталась и остаётся в числе первых и лучших в своем жанре. Сейчас этому столь любимому пражцами театру вот уже более 50 лет. В числе его постановок числятся такие знаменитые спектакли как "Казанова", "Одиссей", "Аргонавт ы", "Волшебный цирк" и другие. В чем секрет популярности "магического фонаря"? И почему его представления смело можно назвать новым искусством, искусством в тени? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно своими глазами увидеть хотя бы одно из представлений. В период нашего пребывания в Праге, на сцене театра c волшебным названием проходила постановка "Казановы". Спектакль, повествующий о жизни одного из обольстительнейших мужчин в истории, оказался весьма неординарным. Первое явление персонажа было более чем оригинальным: Казанова, появившийся на огромном киноэкране, через несколько мгновений буквально сошел с него на сцену и, многократно отражаясь в появившихся словно ниоткуда зеркалах, закружился в прекрасном танце. В ходе пьесы публика смогла наблюдать и другие превращения героя, но на этот раз моральные: из наивного мальчика в опытного и привлекательного мужчину, из порядочного человека в игрока, мота и дамского угодника. Словом, перед глазами зрителей пронеслась вся жизнь героя, наполненная радостями, наслаждениями и чувственной любовью. Весьма оригинально были обыграны непосредственно любовные сцены. Актеры, облаченные в телесного цвета костюмы, создававшие впечатление их полной наготы, чувственно и в то же время возвышенно изображали групповую любовь в жизни, которая на сцене воплотилась в групповые замысловатые танцы с элементами акробатики. Романтичные и трогательные отношения Казановы и прекрасной Анжелики, единственной девушки, беззаветно любившей обольстителя, в то же время словно были обрисованы в пастельных тонах, нежно и тр огательно, в лучших традициях балета изображены были и сцены их встречи, первого поцелуя и последнего свидания. Но, как бы то ни было, Казанова не смог оценить эту любовь, возможно, поэтому жизнь его закончилась бесславно. Словно растаявший в предрассветном тумане актер, исполнявший роль Казановы, под звуки грустной музыки вдруг неожиданно вернулся на экран, трансформировавшись в расплывчатую фигуру умирающего старика. На огромном экране, установленном над сценой, зрители могли прочесть заключительные строки пьесы и в то же время услышать финальный аккорд в симфонии жизни великого итальянского соблазнителя… Основные темы спектаклей этого театра – темы вечные: здесь в который уже раз размышляют о противостоящих друг-другу Добре и Зле, о любви и отношениях между мужчиной и женщиной, о дружбе, верности и предательстве, о истинных и ложных ценностях человеческой жизни и многом другом. Размышляют о тех же вещах, что и до них, но делают это совсем по-другому: гармонично сочетая музыку и свет, балет и современный танец, беззвучную игру теней и зеркал, пантомиму и кино, волшебство и реальность. Для того, чтобы почувствовать и понять, зрителям со всего мира здесь не приходится преодолевать "языковой барьер" или бороться с "трудностями перевода", так как единственный язык спектакля – это язык искусства, а в данном случае – язык музыки, теней... и любви.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
e |
|